Бермуды

Проект «Философские камешки»

Людвиг Андреас фон ФЕЙЕРБАХ

ЧЕРНАЯ ОВЧАРКА

Людвиг Андреас фон Фейербах, конечно, на мог знать Юрия Шлиппенбаха. Но Шлиппенбах кое-что слышал о нем и, постигая университетский курс, даже пытался вникнуть в труды великого германского мыслителя. Осталось не ясным, удалось ему это или нет. Тем не менее Шлиппенбах был ярым последователем Фейербаха, который как истинный немец любил пиво - в умеренных пропорциях. Писатель Довлатов правильно назвал Шлиппенбаха, редактора одной из городских многотиражек, философом пивного ларька.

Представляете, в любимой "таверне" Фейербах подходил к стойке, из-за которой ему во весь рот щерилась крепко сбитая девушка в баварском национальном наряде с угрожающе выставленной вперед пышной грудью (гордостью каждой германской валькирии), брал дубовые кружки с пенным напитком и одну за другой (этак с дюжину) водружал их на мраморный стол. А стол уже облеплен бюргерами, охочими до дармовой выпивки. Раскуривая кубинскую сигару, весь в клубах дыма, Фейербах витийствовал, выкладывая одну за другой смелые материалистические идеи. Бюргеры внимали и не торопились уходить.

Кружки были большими и тяжелыми, и чтобы не уставать, поднимая их, приходилось пить пиво большими глотками. Людвиг Андреас счел это убедительным примером, подтверждающим правильность диалектического вывода о том, что качество переходит в количество и наоборот. Бюргеры выпучили глаза, когда прямо за столом Фейербах сформулировал им и свой, только что придуманный закон о том, что каждый "человек есть то, что ест" или пьет.

Позже, когда в результате финансовых махинаций его жены Берты (бизнес-вумен, совладелица фарфорового завода) Фейербах впал в нищету, он, вспоминая столь необходимые науке посиделки, пришел к утешительному для себя и многих немцев выводу: бедность - лучшая школа жизни. Бедность делает человека изворотливым, заостряет его ум, толкает к размышлениям. Даже в этой незавидной ситуации Фейербах нашел позитивное начало. Он всегда был оптимистом.

В тот день, когда вышла его новая книга "Стремление к счастью", над вечерним городом бабахали фейерверки. "В мою честь", - обрадовался философ и, вскинув голову, попытался отыскать в огненном потоке (так, кстати, переводится его фамилия) рисунок своего имени.

Ничего не разглядел Фейербах, но зато к нему подошла заинтригованная черная овчарка и, словно понимая ход мыслей импозантного господина, одобрительно помахала хвостом. Благородное чело, аккуратно подстриженные усы и борода, безукоризненный костюм - вылитый Фридрих Энгельс. Но собака этого сходства не уловила. Господин понравился ей сам по себе. Людвиг Андреас ласково потрепал своего неожиданного почитателя за уши:

-Не это ли - единство всего сущего во вселенной?!(Теперь понятно, из какого философского постулата взялась поговорка: "Собака - друг человека").

Из таких вот фактов, событий, наблюдений, из их анализа и складывалась позитивистская философия Фейербаха. В основе его теории лежат понятные каждому принципы. Человек объединяет в себе материальное и духовное. Идеи не возникают сами по себе; они продукт людского сознания. Природа вечна, у нее нет конца и начала. Не существует никаких других реальностей, кроме человека и природы. Главным интересом философа должна стать именно личность.

Идеи Фейербаха, особенно ярко высвеченные в триумфальной книге "Сущность христианства", были смелые, всеохватывающие. Он словно переправу соорудил от идеализма, немецкого классического учения до материализма девятнадцатого века.

Всенародный кумир Карл Маркс в городе Эрлангене старательно конспектировал фейербаховские лекции по логике, метафизике, новой философии. В них основоположник обнаружил целый комплекс идей, предшествующих учению, которое так и назвал - марксизм. Позже уже Фейербах пришел к Марксу и зачем-то, хоть и не интересовался политикой, вступил в его социал-демократическую партию. Наверное, ему, депутату франкфуртского Национального собрания, такой наказ был дан избирателями.

Идейное взаимопроникновение двух гигантов материалистической мысли привело к эпохальным, титаническим и если не возражаете, - то и к тектоническим сдвигам. Человечество было в восторге!

Анджей Ставинский.
  • Людвиг (1804-1872), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.
  • В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид.
  • Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
  • Свое учение Фейербах называл «философией будущего». Утверждал, что едины душа и тело, духовное и материальное, субъективное и объективное, мышление и бытие. Человек — «единственный, универсальный и высший предмет философии».
  • «Истина — в полноте человеческой жизни и существа».
  • «Человек человеку бог».
Бермуды №75