Бермуды

Восемь строк и больше

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром….»

…Все дальше не помню!

Размышляя над вопросом: «Как я отношусь к творчеству писателей и какие строчки помню наизусть?» - почему-то я стала вспоминать школьную программу и те произведения, которые задавались в качестве домашнего задания.

В те беззаботные школьные годы читать длинные повести и рассказы никто не хотел, а уж учить что-то наизусть - тем более! К трудам писателей и поэтов мы относились довольно прохладно и просто: чем короче стих и меньше повесть, тем прекраснее автор. Особого восхищения мудрые мысли классиков и их произведения у нас не вызывали. Скорее, это был удел нашей учительницы литературы, которой мы на уроках вовремя подыгрывали, поддакивая в нужные моменты и поддерживая мысль, чем приводили ее в бесконечный восторг. В целом же любовь к предметам оценивался довольно четко «от звонка до звонка» и минимальным объемом домашнего задания.

Самой худшей «домашкой» было задание выучить стих или отрывок повести наизусть, в связи с чем литература ни у кого не числилась в списке любимых предметов, особенно, с учетом того, какой объем произведений выдавался ежегодно к чтению на время летних каникул.

Хотя не буду лукавить, у меня были любимые предметы в школе. Любовь к черчению, химии и труду была истинной, вне зависимости от сложности задач и получаемых оценок. Но сейчас не об этом, вернемся к литературе.

Помню, в старших классах у нас поменялась учительница литературы, и тактика выдачи «домашки» изменилась. Однажды мы получили необычное задание: выучить любое стихотворение Блока на наш выбор. Мысль была поистине прогрессивной и нестандартной, но учительница литературы не учла одну важную вещь - «наш критерий оценки писателей и соответственно любовь к ним». Естественно, весь класс, не сговариваясь, выучил один и тот же стих «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Учительница была поражена нашим единым выбором из множества прекрасных стихотворений Блока. А чему тут собственно удивляться?! Дело ясное - восемь строк и дело в шляпе! За такие стихи все школьники уважают Блока больше, чем Пушкина или Лермонтова.

Отвечая на вопрос: «какие поэтические строчки вы помните наизусть?», первой почему-то я вспомнила «Белую березу» Есенина, затем отрывки стихотворений Пушкина «…Выпьем с горя, где же кружка?!...», «…Одна заря сменить другую спешит, дав ночь полчаса…», «Мороз и солнце, день чудесный…». Причём именно в этой последовательности и в указанном объеме вспоминаемых строк. Знаменитое «Лукоморье» оказалось самым последним из стихотворений Пушкина, хотя по логике вещей «златая цепь на дубе том» должна была вспомниться раньше даже «белой березы» Есенина. Но видимо кота ученого и русалку на ветвях я люблю не так сильно, как российскую белоствольную красавицу. Завершились мои школьные воспоминания строками Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…». При этом оказалось, что не только все 8 строк я помню наизусть, но и удивленное выражением лица учительницы литературы, когда она от меня (отличницы класса) услышала «…Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет…».

В студенчестве произведениями классиков я не увлекалась, а когда пошла работать, времени на чтение стало совсем не хватать. Обычно я читала во время пути на работу/с работы или, когда выдавался свободный тихий вечер, дома. Все выбираемые мной книги были примерно одного жанра: увлекательные приключения или детективы (но хорошие детективы известных мировых авторов). Из классики добровольно я прочитала только «Игроки» Достоевского и «Лолиту» Набокова. Причем чтение «Лолиты» сначала походило на какой-то фарс, а затем превратилось в мучение, так как роман давался крайне тяжело - временами я совершенно не понимала, о чем пишет Набоков, теряя нить повествования. Книга часто откладывалась, но с неимоверным усилием и преодолением себя последняя страница романа была перевернута. После чего книга заняла почетное место в шкафу, а на чтении классической литературы была поставлена точка.

Однажды вечером я зашла в гости к родителям поужинать вместе и поболтать о делах. Традиционно на кухне, в качестве фона, был включен телевизор. В тот вечер показывали сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли. Я с интересом посмотрела одну из серий, одновременно болтая о том о сем с родителями за ужином. Затем началась программа о самом Сергее Есенине, его жизни и творчестве. В самом конце ведущий стал рассказывать про стихотворение «Письмо к женщине» и историю его написания автором. Я была настолько впечатлена, что по пути домой решила найти эти стихи в интернете и прочитать. Вспоминая «школьную закалку», моя первая реакция на произведение Есенина была вполне естественной: «Ничего себе, какое длинное! За пару минут не управишься. Ну да ладно, прочитаем до конца…»

Стихотворение я оценила по достоинству, и совершенно не заметно для самой себя стала часто перечитывать, когда ехала на работу или отдыхать с друзьями загород, когда садилась на диван отдохнуть после изматывающего рабочего дня или же когда была сильно расстроена и пыталась хоть как-то поднять себе настроение. Моему удивлению не было предела, когда я заметила, что иду по улице и про себя рассказываю его целиком по памяти: «Как такое может быть? Я ведь не учила его специально, как в школе, когда задавали домашнее задание?! А оказывается, что знаю целиком наизусть».

В этом произведении Есенина столько много строк, которые в разное время по-своему трогали душу и сердце, радовали, заставляли не унывать и придавали сил идти дальше, смахнув со щеки слезы обид и разочарований - «Вы помните, Вы все конечно помните» … «Лицом к лицу лица не увидать» …

Прошло несколько лет, строки стали забываться, но сегодня они вспомнились вновь. И ровно также, как тогда, послышался голос автора и его завещание сквозь года:

«…Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш»

Сергей Есенин.

Одним словом, «Письмо к женщине» стало для меня настоящим близким другом.

Ирина Полетаева.
Бермуды № 71